Задать вопрос

 

 

В этой статье мы расскажем, почему обучение английскому в школе – вечный стресс для ребенка. Как изменить ситуацию и привить любовь к языку.

 

1. Проблема изучения английского языка в школе
2. А как построен процесс обучения в школе?
3. Как сломать систему?
4. Как это выглядит на практике?
5. Неужели школьная программа не включает повторение?
6. Выводы

 

Проблема изучения английского языка в школе

 

Очень многие родители жалуются на то, что у ребенка «английский не идет и всё тут». Плохие оценки по предмету усугубляют ситуацию, ведь заниматься тем за что получаешь порицание, ребенку вполне логично не хочется. Ученик отстает, провалы накручиваются друг на друга, создается большая проблема с предметом и в итоге ребенок ненавидит английский.

 

Стресс обусловлен не самым правильным подходом к темпу и интенсивности школьных занятий и огромным количеством информации, которую ребенку нужно быстро усваивать на уроках. Изучение языка включает в себя развитие многих навыков: чтение, правописание, грамматика, лексика и т.д. Каждый из них требует фокусировки, дисциплины и больших волевых усилий.

 

Новое знание или навык – это достижение цели. Результат должен принести удовольствие тому, кто его достиг, это очень важно! Иначе, ценность цели потеряется и исказится многострадальным процессом. У ученика должно быть достаточно времени чтобы опробовать полученные знания, насладиться навыком отточив его совершенства.

 

А как построен процесс обучения в школе?

 

Предположим, среднестатистический ученик потрудился над усвоением материала, например, выучил диалог или разобрался как использовать одно из времен. Вложил в это много труда и усилий.

 

Необходимо закрепить тяжело добытую информацию, «погонять» ученика ещё пару недель по этой теме. Но школьная программа не останавливается! Ученика ждут новые задания и, как следствие, свежий стресс. Возможности как следует порадоваться достигнутому результату он лишен напрочь, остается лишь горькое ощущение «меня заставили тяжело трудиться».

 

Через неделю-другую от таких знаний останется лишь смутное негативное воспоминание. Страдать, тем более без результата и награды, не хочет никто. Ученик любыми путями будет избегать участия в подобном и английский станет нелюбимым мучительным школьным предметом. Самое неприятное - поскольку психика ребенка очень гибкая, в его разуме закрепляется поведенческий паттерн – избегать вообще любых трудностей в учебе, ведь результат не приносит удовольствия.

 

Странно было бы ждать от детей какой-то сверхсознательности. Они, как и психически здоровые взрослые, стараются избегать стрессовых ситуаций и занятий, не приносящих им удовольствие и радость. Ведь пресловутый выход из зоны комфорта ради достижения целей вовсе не подразумевает мучения и страдания, а лишь дисциплину, настойчивость и регулярность.

 

Как сломать систему?

 

В обычной школе на одного преподавателя приходится группа из 15-20 учеников. Естественно, у него физически нет возможности тщательно проанализировать уровень знаний каждого ученика по пройденной теме. И конечно, у педагога нет ресурса воодушевить каждого ученика, проработать его сильные и слабые стороны. Обычно преподаватели успевают либо подтягивать слабых, либо поощрять сильных.

 

Поэтому, даже очень занятым родителям следует контролировать прогресс в обучении ребенка, вдаваясь во все детали и принимая непосредственное участие в этом процессе.

 

Просто хвалить или ругать за оценки недостаточно. Пустить ситуацию на самотек и полностью положиться на школьную программу и педагога, означает поспособствовать тому, чтобы у ребенка выработалось негативное убеждение относительно английского языка, да и учебы в целом.

Необходимо организовать для ребенка многократное повторение пройденного материала, доведение навыка до совершенства и практическое его применение. Ведь лучше знать не очень много на «отлично», чем пройти по «вершкам» много тем и толком не знать ничего.

 

Как это выглядит на практике?

 

Предположим, ребенок изучил какую-то тему и ему необходимо выучить большой список новых слов. Вы просите его проработать слова и написать их на листе бумаги по памяти. Допустим, на третий раз ученик достойно справился с задачей. Не останавливайтесь на достигнутом! Доведите результат до того состояния, когда ребенок напишет весь список легко, без видимых усилий.

 

Некоторый стресс поначалу будет присутствовать и его необходимо нивелировать положительными эмоциями. Ребенку должен доставить удовольствие факт достижения цели. Результат нужно применить в жизни, а усилия ученика вознаградить. Позитивный опыт вытеснит ранее обретенное ощущение «Это невозможно трудно, я никогда это не выучу!». Новые эмоции будут звучать примерно так: «Это не так уж и сложно, мне нравится!». А главное, ребенок видит как используя определенный подход, изначально негативные ощущения трансформировались в позитивные. Этот опыт приведет его к успеху не только на поле изучения английского языка, но и в других делах.

 

Кто конкретно будет заниматься с ребенком – родители, бабушка, гувернантка или репетитор – не самый важный вопрос. Замечательно, если этот человек будет владеть английским, еще лучше, если это будет педагог, но с задачей справится любой заинтересованный взрослый. Даже совсем не зная английского можно оценить работу ребенка с точки зрения прилежания и уверенности в том, что он делает – как он пишет и читает, описывает иллюстрации, пересказывает текст. Существует много способов контроля, например, куратор может загрузить текст в «читалку» https://www.naturalreaders.com/online/ и послушать речь носителя, а потом сравнить с тем как это делает подопечный.

 

Будьте уверены в том, что ваше участие в образовательном процессе обязательно принесет плоды. Если на уроке в школе ребенок может «слиться» и отсидеться, а из-за загруженности учитель этого не заметит, то дома халтурить у него не получится. Таким образом, материал будет усвоен так или иначе, и процесс пройдет без стресса и психотравм.

 

Индивидуальные занятия в дополнение к школьным – замечательный вариант позитивного общения с ребенком. «О, вы сейчас проходите интересную тему про животных! Каких ты уже знаешь?» - постепенно дополняя и расширяя список можно добиться отличных результатов, не напрягая и не принуждая ребенка. Еще лучше внести в занятия элементы игры, например, затеять баттл «Кто назовет больше животных». Не забудьте о приятном поощрении.

 

Обратите внимание на то, что порой за деталями теряется важное. Может случится так, что нагрузка по навыкам будет распределена неравномерно. Следите за тем, чтобы проработка вспомогательных инструментов не занимала все время обучения. Например, ребенок будет учить много слов и часто проходить тесты, но мало говорить на английском. А ведь именно общение и приносит ученикам максимальное удовольствие! Этот навык и есть та самая награда за достигнутую цель.

 

Неужели школьная программа не включает повторение?

 

«Неужели школьная программа не включает повторение изученного материала? Так уж необходимы эти домашние занятия?»

 

Дети все разные. Учат новый материал и забывают его с разной скоростью. Кому-то нужно лишь два повторения, чтобы знания осели в памяти и стали годны для применения, другим нужно пять. А школьная программа составляется для крепкого середнячка и количество детей в группе не оставляет учителю возможности серьезно поработать с каждым.

 

Минимальные коррекционные усилия со стороны взрослых, отвечающих за ребенка, могут существенно интенсифицировать процесс обучения. Дети любят компанию и их производительность обычно улучшается если, к примеру, бабушка просто сидит рядом. Ещё дети любят играть в учителя и, объясняя бабуле разницу между Present Simple и Present Continuous, будут очень гордиться своим превосходством в этом вопросе. Регулярность и дисциплина поставят занятия на поток и со временем ребенок проявит в них заинтересованность.

 

И последний аргумент. Стремление учиться и развиваться – постоянная потребность человека. Регулярно занимаясь с ребенком, ответственные взрослые получают шанс получить знания на современном уровне и осознанно разобраться в уже забытом материале. При этом, своим примером они будут демонстрировать ребенку правильный подход к образовательному процессу. Ведь «Прежде чем начать учиться, надо научиться учиться», а с этим в школе сложно. Учитесь вместе с ребенком, будьте его компанией, обучайте друг друга!

 

ВЫВОД

В заключение, резюмирую:

 

• Не пускайте на самотек процесс обучения вашего ребенка английскому языку, не довольствуйтесь рамками школьной программы.
• Помните, что хорошие оценки в дневнике – не показатель уверенно хорошего результата.
• Постоянно мониторьте, насколько хорошо ваш ребенок справился с текущим материалом.
• Организуйте для ребенка стабильный и регулярный процесс повторения пройденного в школе учебного материала.
• Куратором в домашних занятиях могут стать родители, бабушки и дедушки, гувернеры, няни или репетиторы и т.д. Знание английского приветствуется, но не обязательно.
• Вносите в домашние занятия игровые элементы, следите за тем, чтобы ребенку было интересно.
• Применяйте систему баллов и поощрений за отличные успехи.
• Найдите возможность для ребенка общаться на английском языке на интересные для него темы. Необязательно вживую, можно через мессенджеры (Skype, WhatsApp, Telegram и т.д.).
• Развивайтесь и учитесь сами, будьте для своего ребенка самым лучшим примером!

 

другие статьи >>>>> 

 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s